На сегодняшний день рынок спама окончательно сложился, и роли на нем
четко распределены. Сбор адресов пользователей, поиск клиентов и
собственно рассылка производятся разными структурами, обслуживающими
друг друга.
Рынок профессиональных спамерских услуг можно поделить на следующие части:
- поставщики ПО, баз данных (электронных адресов), IP-адресов;
- вирусописатели;
- сами спамеры (рассыльщики);
- рекламодатели.
Производители ПО
Это те, кто производит программное обеспечение для спамеров —
программы для сбора адресов с сайтов и форумов (сетевые пауки),
программы для быстрой массовой рассылки, программы для проверки
существования и работоспособности адресов и т. д.
Программное обеспечение для спам-рассылки можно как купить (для
установки на свой или арендованный сервер), так и арендовать. Найти в
Сети предложения по покупке и аренде спамерского ПО совсем нетрудно —
его авторы обычно не скрываются.
Собиратели баз адресов
Этот вид игроков обслуживает нужды спамеров и собирает для них
почтовые адреса, которые объединяет в базы адресов. Для этого
используется разнообразное программное обеспечение, которое ищет адреса в
интернете, проверяет их работоспособность и помещает в базу.
Применяются разнообразные методы — от кражи адресов у провайдера с
помощью завербованных агентов до подбора адресов «на кончике пера» с
помощью различных эвристических алгоритмов и так называемых словарных
атак. Например, перебираются все простые имена типа anna@somedomain.com,
bob@somedomain.com. Или, если известен адрес olga1981@any.com, можно
проверить и olga1981@other.com.
Вирусописатели
Вирусописатели создают вредоносные программы с целью превращения
компьютеров пользователей в машины для рассылки спама — так называемых
зомби.
Важной частью спам-индустрии являются вирусописатели. Они создают
вредоносные программы с целью превращения компьютеров пользователей в
машины для рассылки спама — так называемых зомби. Пользователи при этом
могут даже не догадываться, что их машины используются спамерами. Уже в
2004 году основная масса спама рассылалось не напрямую с почтовых
серверов, а посредством зараженных пользовательских компьютеров,
объединённых в зомби-сети.
Спамеры
Собственно спамеры — это те, кто рассылает спам. Если делить спамеров
по степени подготовленности, можно выделить следующие уровни:
- десятки крупных спамерских фирм;
- сотни мелких фирм и отдельных профессионалов;
- тысячи непрофессионалов (студентов, безработных).
Портрет типичного спамера — это технически грамотный, активный, беспринципный молодой человек.
Профессиональные службы рассылок
Это группы весьма квалифицированных людей, вооруженных совершенным
программным обеспечением, которое умеет рассылать письма с огромной
скоростью и использовать последние достижения спамерской мысли.
Самодеятельные спамеры
Здесь есть две категории — начинающие спамеры и нечаянные спамеры («добросовестные»).
Начинающие спамеры. Такой спамер пытается организовать свой бизнес
рассылки «на коленке», пользуясь технически негодными средствами —
покупается карточка провайдера, рассылка часто идет через модем или
домашнюю выделенную линию. С рассылкой писем таким способом связано
слишком много проблем (скорость рассылки очень низкая, база адресов
устарела, провайдер может заметить и закрыть аккаунт...). Поэтому такие
письма не составляют большой доли в спаме.
«Добросовестные спамеры». Это чаще всего маркетинговые сотрудники
обычных компаний, которые вдруг открыли для себя фантастические
возможности рекламы электронной почты: пиши, кому хочешь, и рассылка
практически ничего не стоит! Обычно адреса они берут просто с сайтов,
честно указывают все свои координаты, настоящий обратный адрес и так
далее.
Клиенты: кто платит спамерам?
Спам противоречит законодательству многих стран. Поэтому, прежде
всего, он привлекает к себе предпринимателей, занимающихся преступной
деятельностью. Огромным спросом электронный мусор пользуется у торговцев
порнографией, поддельными лекарствами, нелегальным софтом. Охотно
прибегают к спаму «строители» финансовых пирамид и другие мошенники.
Безусловно, массовые рассылки — один из основных инструментов фишеров.
В последние годы становится все более активным спам, который
предлагает обратить внимание на акции некоторых компании. За счет
массовости рассылок спам-реклама может привести к росту курса акций.
Очевидно, заказчиками такого спама являются те, кто играет на
краткосрочных курсовых изменениях.
Ситуация в России несколько отличается от мировой. Здесь клиентами
спамеров часто являются представители малого бизнеса (электроника,
комплектующие, автомобили, юридические услуги, туризм, медицина, и т.
п.).
|