ПредисловиеДанная
статья не может претендовать на полноту раскрытия принципов рисования в среде
Microsoft Windows, она создана в помощь тем, кто делает свои первые шаги в этой
области, с целью обратить внимание на основные моменты и предотвратить возможные
(наиболее часто встречающиеся) ошибки. Примеры кода будут представлены в двух
вариантах: с использованием WinAPI и MFC.
Рассматриваемые вопросы:
1. Получение DC (Контекста устройства)
2.
Ресурсы GDI. Выбор ресурсов в DC.
1. Получение DC
(Контекста устройства)Рисование в Windows осуществляется в
контексте устройства (DC). Существуют 4 типа DC: Display, Printer, Memory
(Compatible DC) и Information. Первые 3 используются для рисования, Information
DC – для получения информации об устройстве. В данной статье будет
рассматриваться Display DC (обращение с Memory DC будет рассмотрено в следующей
статье, которая сейчас в подготовке), а обращение с Printer DC – большая
отдельная тема, которую может быть кто-нибудь из участников осветит здесь на
форуме. :)
Итак, нам требуется в некотором окне нарисовать нечто свое
собственное, картинку, график, текст и т.д. Первым делом необходимо получить
контекст для рисования. Для этого в WinAPI применяются следующие
методы:
WinAPI
Цитата |
// Получить DC клиентской области окна по его хэндлу HDC
GetDC(HWND hWnd);
// Получить DC всего окна (включая его
заголовок, меню, скроллбары и т.д.) по его хэндлу HDC GetWindowDC
(HWND hWnd);
// Освободить DC, ранее полученный по GetDC или
GetWindowDC int ReleaseDC (HWND hWnd, HDC
hDC); |
В MFC классом «оберткой» для DC
служит класс
CDC. Для получения объекта
CDC какого либо окна, в
классе CWnd существуют следующие методы:
MFC
Цитата |
// Получить DC клиентской области окна CDC *CWnd:: GetDC
();
// Получить DC всего окна (включая его заголовок, меню, скроллбары и
т.д.) CDC *CWnd:: GetWindowDC ();
// Освободить DC, ранее
полученный по GetDC или GetWindowDC int CWnd:: ReleaseDC (HWND hWnd,
HDC hDC); |
Из приведенных методов
получения DC наиболее часто используется GetDC, т.к. обычно рисование происходит
в клиентской части.
ВАЖНО: Любой DC, полученный по
GetDC или
GetWindowDC должен быть потом освобожден через вызов
ReleaseDC. В противном случае происходят утечки ресурсов GDI, что при
долгом времени работы програмы неизбежно приведет к глюкам при рисовании. Также,
надо отметить, что
ReleaseDC должно вызываться только для DC, полученных
по
GetDC или
GetWindowDC.
Схема получения – освобождения DC
WinAPI
// hWnd - хэндл окна, DC которого нам необходим
// Получаем DC HDC hDC = ::GetDC (hWnd);
// Здесь рисуем, используя полученный DC // …
// Освобождаем DC ::ReleaseDC (hWnd, hDC);
|
MFC
// m_Button1 - член класса, объект типа CButton CDC *pDC = m_Button1.GetDC();
// Здесь рисуем, используя полученный DC // …
// Освобождаем DC m_Button1.ReleaseDC(pDC);
|
2. Ресурсы GDI. Выбор ресурсов в
DC.Рисование в DC происходит посредством ресурсов GDI, таких как
Pen, Brush, Font и Bitmap. Остальные типы ресурсов являются специфическими и не
будут рассмотрены в данной статье.
Под каждый из этих типов в Windows
заведен соответствующий тип данных:
HPEN,
HBRUSH,
HFONT и
HBITMAP. В WinAPI для универсализации каждый из приведенных типов
приводится к типу
HGDIOBJ как в качестве параметра функций, так и в
качестве возвращаемого значения.
В MFC каждый тип представлен
соответствующим классом:
CPen,
CBrush,
CFont и
CBitmap. Базовым для всех этих классов является класс
CGdiObject.
Большинство функций рисования в Windows использует
выбранные в DC объекты, так например LineTo использует выбранный в DC Pen,
ExtFloodFill – Brush, а TextOut – Font. Соответственно, чтобы рисовать нужными
нам цветами и стилями, требуется выбрать в нужном нам DC наши собственные
объекты, которые естественно, перед этим необходимо создать.
Опущу сам
момент создания объектов GDI, т.к. рассмотреть весь спектр функций,
предусмотренный для этих целей в Windows, в рамках данной статьи достаточно
трудно, а неполный охват этих функций выглядел бы нелогично. Напротив, уделю
внимание возможным ошибкам при их использовании. Практика показывает, что как
раз с созданием объектов проблемы возникают гораздо реже, чем при их
использовании.
Несмотря на все разнообразие способов создания объектов
GDI, существует лишь один метод их удаления. Все объекты, созданные по методам
CreateXXXX (CreatePen, CreateBrushIndirect, …) должны быть удалены методом
DeleteObject. Для объектов, полученных по GetStockObject или
CGdiObject::CreateStockObject вызывать DeleteObject необязательно, хотя ошибкой
это не является.
WinAPI
Цитата |
BOOL DeleteObject (HGDIOBJ
hgdiObj); |
MFC
Цитата |
BOOL
CGdiObject::DeleteObject(); |
Замечание:
для объектов MFC CGdiObject::
DeleteObject вызовется автоматически в
деструкторе. То есть этот метод можно не вызывать для объектов, создающихся
однократно.
Для выбора объекта в DC используются следующий
методы:
WinAPI
Цитата |
//Выбрать объект в DC HGDIOBJ SelectObject (HDC hdc,
HGDIOBJ hgdiobj); |
MFC
Цитата |
//Выбрать Pen в DC CPen * CDC::SelectObject (CPen
*pPen);
//Выбрать Brush в DC CBrush * CDC::SelectObject (CBrush
*pBrush);
//Выбрать Font в DC CFont* CDC::SelectObject (CFont*
pFont);
//Выбрать Bitmap в DC CBitmap* CDC::SelectObject
(CBitmap* pBitmap); |
Все методы
SelectObject возвращают объект GDI, который был выбран в DC перед этим.
ВАЖНО1) Основное правило здесь –
«забрал - отдай». То есть, последовательность должна быть такая:
- Выбрал свой объект в DC;
- Запомнил объект, который вернул метод SelectObject;
- Использовал свой объект при рисовании;
- Выбрал в DC объект, который запомнил (тем самым освободил свой объект из
DC).
2) Вызов
DeleteObject для объекта, который в
данный момент выбран в DC к успеху не приведет. Перед удалением объект
обязательно должен быть освобожден из DC.
Примеры:
WinAPI
// Получаем DC для рисования HDC hDC = GetDC (hWnd);
// Получаем размер клиентской области окна RECT rc; GetClientRect(hWnd, &rc);
// Создаем Pen HPEN hPen = CreatePen (PS_SOLID, 1, RGB(255, 0, 0));
// Выбираем свой Pen в DC, запоминаем старый Pen HPEN hOldPen = (HPEN)SelectObject (hDC, hPen);
// Перемещаем точку рисования в левый верхний угол окна MoveToEx(hDC, rc.left, rc.top, NULL); // Рисуем линию в правый нижний угол LineTo(hDC, rc.right, rc.bottom);
// Выбираем старый Pen в DC (освобождаем свой Pen из DC) SelectObject(hDC, hOldPen);
// Удаляем Pen DeleteObject (hPen);
// Освобождаем DC ReleaseDC (hWnd, hDC);
|
MFC
// Получаем DC для рисования CDC *pDC = m_Buton1.GetDC();
// Получаем размер клиентской области окна RECT rc; m_Button1.GetClientRect(&rc);
// Создаем Pen CPen Pen; Pen.CreatePen(PS_SOLID, 1, RGB(255, 0, 0));
// Выбираем свой Pen в DC, запоминаем старый Pen CPen *pOldPen = pDC->SelectObject (&Pen);
// Перемещаем точку рисования в левый верхний угол окна pDC->MoveTo(rc.left, rc.top); // Рисуем линию в правый нижний угол pDC->LineTo(rc.right, rc.bottom);
// Выбираем старый Pen в DC (освобождаем свой Pen из DC) pDC->SelectObject(pOldPen);
// Удалять Pen в данном случае необязательно, но это не повредит Pen.DeleteObject ();
// Освобождаем DC m_Button1.ReleaseDC (pDC);
|
ВАЖНОЧто не надо делать в WinAPI:
- Удалять (DeleteObject) объект, полученный по
SelectObject.
Что не надо делать в MFC:
- Удалять DC, полученный через GetDC с помощью delete (delete
pDC;);
- Удалять DC, полученный через GetDC с помощью CDC::DeleteDC
(pDC->DeleteDC(););
- Удалять объект, полученный по SelectObject (delete pOldPen; или
pOldPen->DeleteObject(););
Все это является примерами часто
встречающихся ошибок.
Отдельное внимание хочется уделить методу
CGdiObject::
Detach(), очень часто ошибочно используемого для удаления
объекта GDI (вместо CGdiObject::
DeleteObject();)
Цитата |
HGDIOBJ
CGdiObject::Detach(); |
Этот метод
используется для «отсоединения» от объекта класса CGdiObject(CPen, CBrush и
т.д.) хэндла объекта GDI. При этом сам хэндл(а значит, и объект GDI)
не
удаляется.
Пример использования метода Detach:
// Функция создаст и вернет хэндл GDI объекта Font // После использования фонта, созданного этой функцией, // требуется его удалить с использованием [b]DeleteObject[/b] HFONT CreateMyFont () { // Создаем фонт CFont Font; Font.CreateFont( 12, // nHeight 0, // nWidth 0, // nEscapement 0, // nOrientation FW_NORMAL, // nWeight FALSE, // bItalic FALSE, // bUnderline 0, // cStrikeOut ANSI_CHARSET, // nCharSet OUT_DEFAULT_PRECIS, // nOutPrecision CLIP_DEFAULT_PRECIS, // nClipPrecision DEFAULT_QUALITY, // nQuality DEFAULT_PITCH | FF_SWISS, // nPitchAndFamily "Arial")); // lpszFacename
// Возвращаем хэндл HFONT созданного шрифта // По выходу из функции объект Font удалится, // в то время как хэндл созданного фонта уже будет // отсоединен от него, и с успехом будет возвращен // из функции return (HFONT)Font.Detach(); }
|